tr?id=254124144985944&ev=PageView&noscript=1 Глоссарий санскритских терминов | Статьи

Глоссарий санскритских терминов

Глоссарий санскритских терминов.

yoga pАхимса: “Ненасилие”. Индуистская доктрина ненасилия и непричинения вреда. Одна из ям (контролирующих правил) первой стадии аштанга-йоги.

Химса означает “убийство, причинение боли, вреда”. Приставка а означает отрицание. Итак, а-химса — “непричинение боли или вреда”. Это понятие охватывает не только действие, но также речь и мысль. Ахимса являет собою трехтысячелетний идеал трансцендирования биологической природы человека.

Аджня: “Командный центр”. Шестой психический центр (“третий глаз”), анатомически связанный с гипофизом, а психофизиологически — с шишковидной железой. Аджня изображается в виде лотоса с двумя лепестками в точке между бровей — эти два лепестка соответствуют передней и задней долям гипофиза. Альтернативная мандала аджни представляет собой “окрыленное” (воображением) павершие кадуцея Гермеса.

Акаша: Пятый элемент (сравнимый с “эфиром” или “квинтэссенцией” европейских алхимиков). Его символ — черный овал или спираль. Акаша — это таттва (качество), связанная с вишуддха-чакрой, ее проявление — звуковая вибрация (шабда), не являющаяся, однако, собственно звуком. Точными эквивалентами акаши не являются ни эфир, ни квинтэссенция. Акаша — это форма пространства, не имеющая измерений и. присутствующая повсюду. Корень слова акаша —кос, “сиять” или “двигаться”. Акаше присущи такие качества, как бесконечность и неделимость. Индийская философская концепция акаши возникла раньше греческой эпикурейской атомистической теории, соответствующей представлениям современной астрономической космологии. Лукреций (94—55 гг. до н.э.), величайший римский апологет эпикурейства, в своей поэме “О природе вещей” выдвинул два утверждения, приближающихся к индийскому понятию акаши:

1. “Куда бы ни шел, я остаюсь в Центре Вселенной” (подразумевается бесконечность).

2. “Ничто не возникает из ничего” (подразумевается вечность).

Анахата: “Нерожденный Звук”. Четвертый психический центр, физически находящийся в области сердца, вилочковой железы и сердечно-легочного сплетения. Духовную суть этой чакры можно выразить словами “Где сердце, там пусть будет и мозг” (Роберт Браунинг, 1865).

Антар-анга: “Внутренние члены”. Четыре высшие фазы аштанга-йоги: пратьяхара, дхарана, дхьяна и самадхи.

Аиас: Второй элемент. Вода, его символ — серебряный полумесяц. Таттва свадхиштханы. В теле Апас управляет областью от коленей до таза. Корень an означает “вода”, которая символизирует принцип жидкости вообще, а та, в свою очередь, считается символом материи. Уменьшение в объеме (испарение) и вкус (раса) являются неотделимыми от an качествами. Вспомните о языке: его рецепторы не способны воспринимать вкус, если во рту нет слюны или иной жидкости.

Асана: “Сидение”. Также 84 классические позы, иди упражнения, хатха-йоги. К сожалению, никто не знает, какие именно 84 асаны следует считать классическими, потому что тексты хатхи говорят о сотнях асан. Патанд-жали упоминает только о четырех сидячих позах. В этом контексте асаной можно считать любое положение тела, в котором тело имеет устойчивую основу равновесия, проприорецепторы (индикаторы движения суставов, дающие нам ощущение габаритов, границ собственного тела) и осязательные рецепторы не возбуждают центральную нервную систему, например, когда ощущения тела не мешают концентрации. Асана —это третья стадия аштанга-йоги.

Аштанга-йога: “Восьмичленная йога”. Система “Йога-сутр” Патанджали, в которой йога разделена на восемь этапов: яма (ограничения), нияма (предписания), асана (поза), пранаяма (контроль над дыханием), пратьяхара (отключение чувств), дхарана (концентрация), дхьяна (непрерывная концентрация) и самадхи (вселенское сознание, опыт полной физиологической и физической интеграции).

Аудгита: Беззвучное или мысленное пение мантры. Мантра становится инструментом, фиксирующим внимание, помогающим познавать, обеспечивающим отсутствие беспокойства. Такая медитация начинается с пения мантры, которое затем переходит в шепот, затем в беззвучные движения губ и языка и лишь потом — в безмолвное произнесение.

Бахира-анга: “Внешние члены”. Четыре низшие фазы аштанга-йоги: яма, нияма, асана и пранаяма.

Бхакти: “Преданность”. Йогический путь, который связан с обретением Освобождения через любовь в религиозном (бхакти) и философском (пара-бхакти) смыслах этого слова. Санскритский корень бхадж означает “служить, чествовать, любить, верить”. Бхакти является трудной для западного человека философией, поскольку он связывает ее с обожествлением гуру, но Рамакришна говорил, что вашим гуру может быть даже дерево, может быть преступник, может быть бог, что напоминает о нашей пословице “Не по хорошу мил, а по милу хорош”. Я перефразировал бы это так:

“Любовь зависит от любящего, а не от любимого”.

В наполненном сердце есть место всему,
а в пустом сердце нет ни для чего места.
— Антонио Форчо

Биджа: “Семя”, “корневой звук” каждой чакры. Произносимый какмантра, он раскрывает свой потенциал. Биджа-звуки первых пяти чакр: ЛАМ, ВАМ, РАМ, ЙАМ, ХАМ.

Брахмачарья: Четвертая яма, или дисциплина, аштанга-йоги. Первый из четырех индуистских ашрамов (стадий жизни), фаза ученичества. Состоит из корней брахм (“божественность”) и чар (“учиться, выполнять”). Брахмачарья обычно истолковывается просто как половое воздержание, но лучше говорить о ней как о контроле страсти и умеренности. Учитывая то, что человеку биологически не свойственны целибат и моногамия, Брах-мачарыо можно истолковать как еще одну попытку противостоять тезису Фрейда “Биология —это Судьба”. Брахмачарья (как, собственно, и все ямы и ниямы) стремится к “цивилизации как примату разума над эмоциями”.

Вайю: “Ветер”. Четвертый элемент, Воздух. Его символ — синяя шестиконечная звезда. Это таттва анахаты (сердечной чакры). Вайю представляет движение, беспрестанное биение сердца, принцип испарения и обмен газов в тканях организма.

Вишуддха: “С чистотой”. Пятая чакра, физически представленная щитовидной железой и надглоточным сплетением. Также кантха- (горловая) чакра. В крийя-йоге вишуддха считается основной точкой алхимических превращений. Считается, что в ней выделяется тайный эликсир бессмертия (санскр. амрита), который обычно сжигается в манипура-чакре. Если обратить этот процесс вспять, старение замедлится.

Джняна (гьяна): “Знание”. Йогический путь, связанный с поиском Освобождения через философское познание. Это слово родственно греческому гно-сис (“знание”).

Дхарана: “Концентрация”. Шестой этап аштанга-йоги.

Дхьяна: “Непрерывная концентрация”. Седьмой этап аштанга-йоги и более совершенный уровень дхараны. Некоторые определяют дхьяну словами “созерцание” и “медитация”, однако классические тексты йоги говорят, что многие дхараны (измеренные особой единицей времени) составляют одну дхьяну, в свою очередь, много дхъян составляют одно самадхи. Основное различие между дхьяной и дхараной, таким образом, скорее количественное, нежели качественное.

Джапа: “Шепот; молитва”. Практика введения мантрических аффирмаций глубоко в подсознание путем постоянного повторения, вслух или про себя.

Ида: Один из трех главных психических нервов, или нади. Ида проходит вверх по левой части позвоночника, несет женскую, смягчающую, интуитивную энергию. Заканчивается в левой ноздре и связана с функциями правого полушария.

Йога: “Союз”. Наука ментального, физического и вселенского единения и целостности. Это слово родственно английскому yoke (“ярмо”) и русскому иго и, таким образом, не только означает единение с космическими силами, но и намекает на обуздание и нашей собственной энергии. Санскритский корень йуг порождает слова, несущие следующие значения:

1. Упряжка, команда, транспортное средство, снаряжение (армейское).

2. Занятие, работа.

3. Использование, применение, метод.

4. Лечение, лекарство, , цельность.

5. Средство, устройство, инструмент, приносящий результат.

6. Заклятие, магия.

7. Возможность, начинание, отлично выполненная задача.

8. Союз, контакт, родство, отношения.

9. Комбинация, смесь, соединение взаимодополняющих элементов (например: стрела и мишень, замок и ключ).

10. Получение во владение, приобретение, прибыль.

11. Порядок, последовательность, правильность.

12. Совокупность, сумма; созвездие.

13. Здоровье, правильность, уместность, выносливость, усердие, старание, прилежание.

14. Концентрация сознания, систематическая абстракция, система философии.

15. Единство руши-пуруши и прнроды-пракрити (алхимический брак).

16. Связь слова с его корнем, этимологическое значение слова, деривация (“Практический словарь санскрита”).

Свами Гитананда настаивал на следующих терминологических различиях. Йога — это состояние космического единства или союза. Йоги — это индивид, который добился этого состояния при жизни. Йогин — это мужчина, который занимается практикой, которая может его привести к йоге. Йогини — это женщина, занимающаяся такой же практикой. Если серьезно относиться к этим определениям, становится ясно, что большинство из нас никакие не йоги, а просто садхаки (люди, занимающиеся садханой, набором дисциплин, которые могут привести к самопознанию, или йоге}. Перспектива, которую дают эти определения, позволяет человеку воспринимать йогу как универсальное искусство и науку бытия. Можно подвести итог словами моего преподавателя психологии, который говорил, что невроз — это “неэффективное поведение”, сопоставив это определение с тем, которое дал йоге Кришна: “мастерство действия”.

Йога-нидра: Ментальное упражнение, которое развивает способность к сознательному сну без сновидении (санскр. турийя). Иногда йога-нидру определяют как медитативный сон.

Йони: “Вульва, матка, утроба, гнездо, обиталище, логово, место производства, происхождение, источник, хранилище, вместилище, рождение, произведенный или появившийся из чего-либо” (“Практический словарь санскрита”}.

Йони-мудра: “Жест утробы”. Упоминается в “Гхеранда-самхите” (X в.). Глубокая техника нейромышечной координации, разработанная для глубокого отключения чувств (пратьяхары), ведущего к вселенскому единению с бессознательным, или Брахманом. Западные психофизиологи определили, что постоянная бомбардировка импульсами через систему восприятия необходима для активации ретикулярной системы (области мозга, ответственной за реакции состояния бодрствования). В 50-х годах проводилось много экспериментов, связанных с эффектами сенсорной депривации (изоляции органов чувств от объектов чувств). Использовались специальные резервуары для сенсорной изоляции. Большинство субъектов экспериментов показывало признаки эмоциональной дезинтеграции, тревоги и пугающих галлюцинаций. Йони-мудра, наоборот, дает спектр таких ощущений, как спокойствие, позитивные галлюцинации и интеграция мыслительных процессов. Разница вызвана “целевой ориентацией” (йог активно ищет высшего вселенского воссоединения) отключения чувств (освобождение от беспокойства, вызванного влиянием окружающей среды). Субъект же упомянутых экспериментов не имеет цели (становясь жертвой случайных извержений из подсознания) и вовлечен в сенсорную деприва-цию, будучи убежден, что стимулы окружающей среды являются необходимым условием для привязки к реальности.

Карма-йога: Йогический путь, на котором Освобождение достигается избавлением от привязанности к плодам любых действий и посвящением всей своей деятельности Ишваре (антропоморфному аспекту Бога). Ральф Уол-до Эмерсон хорошо выразил суть карма-йоги в 1844 году: “Награда за добрый поступок — это возможность его совершить!” Карма-йог ищет сознательного, разумного действия: “Видишь необходимость —делай дело”. Карма как доктрина — это признание фундаментальных законов действия и противодействия в человеческой нервной системе.

Лаборатория глубокой сенсорной изоляции

Вода, имеющая температуру тела, производящая ощущение тактильной гомогенности среды (йони-мудра)
Субъект (йог)
Свето- и звуконипроницаемый резервуар (пещера для йогической медитации)

Куидалини: “Свернутая кольцами”. Гипотетическая скрытая нервная энергия в центральной нервной системе. Символически и аллегорически изображается в виде змеи, свернутой в три с половиной кольца. Хотя кобра может казаться слегка медлительной, любой, кто сам видел, как эта индийская змея нападает, выстреливая в прыжке на три фута в воздух, понимает, сколь точна эта образная метафора. Обычно кундалини переходит из неподвижного состояния в движущееся за долю секунды. Существует множество исторических свидетельств и мифов о той сверхчеловеческой силе, которую иногда проявляют люди в экстремальных ситуациях. По-видимому, это еще одно подтверждение теории кундалини.

Лайя-йога: “Йога поглощения”. Эта ветвь йоги имеет дело с пробуждением, высвобождением и управлением скрытой нервной энергии (кундалини), таящейся в человеческой нервной системе.

Линга(м)- “Метка, знак, эмблема, характеристика, доказательство, улика, признак пола, подовой орган, фаллос Шивы (как объект поклонения), образ бога, тонкое тело — неразрушимый подлинник физического, грубого тела в философии веданты” (“Практический словарь санскрита”). ^ индуистских храмах лингам Шивы - центральный объект поклонения. Следует отметить, что основанием его является йони; он представляет не проникновение в йони, а возникновение из нее! Йони рождает лингам.

Майтхуна: “Пара; мужчина и женщина; брачные узы; сексуальный союз” (“Практический словарь санскрита”).

Манипура: “Город из драгоценных камней”. Третий психический центр, представленный поджелудочной железой и солнечным сплетением. Также известен как набхи- (пупковая) чакра, агни-чакра (Агни — бог огня) и сурья-чакра (Сурья — бог солнца). Два последних эпитета указывают на метаболическую активность, связанную с выделением тепла.

Маитра-йога: Систематическое использование звуковых вибраций (обычно односложных) для того, чтобы вызвать физические, психологические и физиологические изменения. Корни ман (“сознание”, “думать”) и тра (инструмент, орудие), соединяясь в слове мантра, дают “орудие разума”, средство манипулирования сознанием.

Мармастханани: Шестнадцать жизненно важных участков тела, на которых концентрируются при некоторых упражнениях раджа- и хатха-йоги. Разные традиции по-разному определяют местонахождение этих точек.

Мритасана: “Поза трупа”. Другое название шавасаны, позы для релаксации.

Муладхара: “Корневое основание”. Первый психический центр, физически представленный яичками или яичниками и крестцовым сплетением. Его стихия —Земля, плодородная материя-матерь, из которой развивается все наше существо.

Нади: “Движение”. Психическая, астральная нервная трубка. Теория йоги гласит, что в психическом теле человека есть 72000 нади.

Падма: “Лотос”. Еще одно название психических центров. Название падма указывает на потенциал роста и развития наших психических центров: бутон лотоса может раскрываться в полный цветок. Корень лотоса находится в грязи (темнота, бессознательность, инерция, слепой инстинкт, невежество), стебель — в воде (эмоции, действие, океан печали, сознательность чувствительности), а цветок плавает на ее поверхности в солнечном свете самопознания.

Падмасана: “Поза лотоса”. Особое положение скрещенных ног, удобное для медитации. Ноги расположены симметрично, правая стопа на внутренней стороне левого бедра, а левая —на внутренней стороне правого. (Буддисты используют обратное положение ног, когда сверху находится правая стопа.) Считается, что эта поза напоминает цветок лотоса. Поза предоставляет человеку неподвижное устойчивое положение с пониженным центром тяжести, кровь циркулирует в основном в туловище и голове.

Парангмукхи: “Отворачивание в сторону”. Другое название йони-мудры, употребляющееся в “Хатха-йога-прадипике”.

Патанджали: Автор “Йога-сутр”, который жил где-то между II веком до н.э. и II веком н.э. (более вероятной считается первая дата). Он разделил йогу на восемь ветвей, или этапов, и его система получила название аштанга-йога.

Пингала: Одна из трех главных нади. Пингала идет вверх с правой стороны позвоночника, представляет собой мужское начало, нагревание, рациональную энергию. Она заканчивается в правой ноздре и связана с функциями левого полушария мозга.

Пранаяма: Управление жизненной силой (прямой) путем регулировки дыхательного процесса с одновременной визуализацией. Пра означает “до”, “сначала”, ана означает “дыхание” Т. о., прана — первичная материя, лежащая в основе дыхания. То же, что ци у китайцев, ки у японцев, оргон у Вильгельма Райха, животный магнетизм у Месмера, мана у гавайцев. Притхиви: Первый элемент, Земля. Его символ — желтый квадрат или куб. Это таттва муладхары, ее основные характеристики — сцепление, плотность.

Раджа-йога: “Царская йога”. Наука создания союза (йоги) сознательного и подсознательного разума, в результате чего получается третий вид разума — сверхсознательный. От санскр. раджан произошли слова хинди радж (“царствование”, “правление”) лраджа (“король”). Этим словам родственно латинское rex (“король”). Смысл раджа-йоги — в управлении всеми аспектами нашего бытия.

Сагуна: “Имеющее форму”. Концентрация на определенной форме или чем-то, имеющем конкретный характер.

Самадхи: “С Богом”. Состояние сознания, когда индивидуальное сознание человека сливается с космическим сознанием. В терминах психологии Юнга самадхи является извержением “коллективного бессознательного”. Самадхи — это последний этап аштанга-йоги и цель всей йоги. Самадхи в философии санкхьи — соединение медитирующего со Вселенной. Самьяна: “С управлением, контролем”. Три высшие фазы аштанга-йоги. Это дхарана, дхъяна и самадхи.

Сахасрара: “Тысяча лепестков”. Седьмой психический центр, физически связанный с шишковидной железой и корой головного мозга (содержащей миллиарды клеток — лепестков, отсюда и название). Сахасрара считается местом обитания Шивы, разрушителя невежества (майи). В настоящее время мозг рассматривается как самая большая железа внутренней секреции в организме. Учитывая, что перемены настроения в основном вызываются изменением химического состава мозга, можно считать пробуждение сахасрары индуистским аналогом достижения “седьмого неба”. Свадхиштхана: “Собственное место”. Второй психический центр над мулад-харой, физически связанный с надпочечниками и подчревным сплетением. Иногда называется чандра- (лунная) чакра, поскольку управляет “приливами и отливами” жидкостей тела.

Сиддхи: От слова сидх, что означает “преуспевать, выполнять, достигать”. Экстрасенсорные, паранормальные психические способности, которые накапливаются у человека по мере практики йоги. Это способности, о существовании которых большинство людей и не предполагает.

СОХАМ: Мантра, утверждающая: “Я есмь Он”, или “Я есмь Брахман”. СО мысленно произносится на вдохе, а ХАМ — на выдохе. Эта мантра является одним из наиболее мощных методов высвобождения из подсознания позитивной эмоциональной установки, обретения всезнания и всемогущества.

Сукхасана: “Легкая поза”. Простая поза со скрещенными ногами, используется для медитации и нейромышечной тренировки.

Сушумна: Главная центральная нади, соответствующая позвоночнику. Канал, по которому духовный огонь кундалини поднимается в сахасрару для соединения с нею.

Тантра: “Система, ритуал, доктрина, ткацкий станок”. Традиционно считается, что это оригинальная философия дравидов Индии, но исторически это не доказано. Скорее всего, тантра создана кастой арийских воинов в противовес учению брахманов. Приверженцы тантры считают ее наиболее подходящим учением для текущей эпохи (Кали-юги). В тантре содержатся глубочайшие философские доктрины и мощнейшие техники психофизической тренировки. Различают три вида тантры: индуистскую, буддийскую и джайнскую. Индуистская тантра подразделяется на северо- и южноиндийскую.

Таттва: “Качество”. Сущность, главное свойство любой данной субстанции.

Теджас: “Острый”. Третий элемент, Огонь. Его символ — красный треугольник или тетраэдр. У западных алхимиков символ огня — это всегда красный треугольник вершиной вверх, в символике же йоги его вершина часто бывает опущена вниз — как, например, в манипура-чакре. Жар, накал и трансформация — вот характеристики теджаса. Его высочайшей задачей является трансмутация, превращение.

Удгита: Повторение мантры вслух.

Хатха: “Сила, упорство, абсолютная необходимость (как причина существования), форсированная медитация, неизбежность, обязательность” (“Практический словарь санскрита”). Одна из четырех йог, упомянутых в Упанишадах (остальные три — это мантра-, раджа- и лайя-), в современном мире ошибочно считается просто набором физических упражнений. “Йога-шикха-упанишада” определяет хатху как союз (йогу) солнца (ха) и луны (тха), растворение всех полярных противоположностей путем соединения тела и сознания. Хатха, от корня хатх (“ударять”, “бить”), эзотерически подразумевает “удар” по инерции всего человеческого организма.

Чакра: “Колесо, диск, вихрь”. Один из семи основных психических центров, с которыми работает йога и тантра. В йоге чакры означают “вихри психической энергии в точках соединения сознания и тела”. Хочу подчеркнуть, что я воспринимаю чакры как находящиеся вне пространственно-временного континуума и полагаю их эвклидовыми точками, которые имеют местонахождение, но не имеют размеров.

Шавасана: “Поза трупа”. Техника сознательной релаксации тела. Невероятно полезна для снятия усталости, лечения истощения, расстройств иммунной системы, бессонницы и некоторых видов гипертонии. Особенно эффективна в сочетании с некоторыми ментальными упражнениями. Только западного человека может расстроить словосочетание “поза трупа”, индуисты же верят, что каждую ночь мы умираем, уходя в сон дельта-волн, сон без сновидений, просыпаясь же каждое утро, снова рождаемся.

Шакти: Божественная энергия в своей проявленной форме, женское начало. Христиане говорят о Боге-Отце, индуисты —о Богине-Матери. Мост между этими двумя теориями — это мост между материализмом и духовностью, страданием и состраданием.

Шанмукхи: “Шесть отверстий”. Еще одно название йони-мудры, употребляемое в “Йогасопане”. Мукхи означает “рот”, а также вообще отверстие. Мы питаемся сенсорными ощущениями через внешние отверстия тела и отвлекаемся от тонких внутренних импульсов. При выполнении йога-мудры все происходит как раз наоборот: сенсорные отверстия запечатываются и внимание обращается на внутреннее. Янтра: “Инструмент постижения”. Геометрический рисунок для концентрации или ритуала; графический талисман. Мандала (“лепесток сознания”) имеет округлые очертания и всегда включает фигуру божества или животного, что отличает ее от абстрактных линий янтры. Ян означает “понимать, постигать, воспринимать, представлять, воображать”, а тра — “орудие, инструмент”. Таким образом, янтра — это инструмент для концентрации сознания и увеличения ясности восприятия.

Подписаться на новости

Подпишитесь на новые статьи и события. Давайте оставаться в курсе!

Новые статьи

Наши контакты

Витниша (Алла) тел: 0547-768911
e-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
Игорь (Ишваса) тел: 0503-445543