tr?id=254124144985944&ev=PageView&noscript=1 Описание подхода | Статьи

Описание подхода

Описание подхода.

moreno fotoТипичное заседание в группе психодрамы протекает в трех фазах. Разминка (35-45 минут) имеет аналитические и диагностические цели; здесь необходимо выявить и собрать любой материал о конфликтах и переживаниях, и это образует основу для психодраматической работы в игровой фазе.

Игровая фаза (50-90 минут) имеет психокатартические цели; повторением ролевой игры должен быть получен эмоциональный опыт. Заключительная фаза интеграции (35-40 минут) имеет аналитико-коммуникативные цели, анализ с рациональной точки зрения. Ниже мы подробнее опишем эти три фазы.

Фаза разминки

После открытия группового заседания на этой фазе психодрамы члены группы приходят к активизации и открытию себя. Страх ожидания должен быть преодолен и групповой процесс "встречи" друг с другом должен помочь получить от отдельных участников или от группы в целом материал о конфликтах или переживаниях, который потом будет разрабатываться в игровой фазе. Этот процесс "разогрева" в разных психотерапевтических группах протекает с разной скоростью, для разогрева тяжелобольных и страдающих членов группы требуется больше времени. Задача руководителя психодрамы состоит в том, чтобы определить, что происходит в группе. Некоторые техники фазы разминки:

Вспышка: После короткого обдумывания каждый участник группы говорит, что он воспринимает в данный момент, чувствует или хочет сделать.

Идентификация с частью: От членов группы требуют поставить себя на место какого-либо предмета, одежды или части тела и говорить от его имени в Я-форме.

Пример: Один участник говорит в роли светло-голубого жакета: "Я такой матовый и бесцветный. Ингрид (участница) носит меня всегда, когда она совсем ничего не хочет, лишь только - спрятаться в угол".

Диалог на ходу: Разговор между руководителем и членом группы, причем внешнее совместное движение должно дать ход также и психическим процессам.

Косвенное представление: После того, как участники разобьются по парам и поделятся информацией друг о друге, каждый член группы представляет другим своего партнера.

В качестве заданий для разогрева полностью подходят также любые из множества невербальных упражнений.

Игровая фаза

После того, как в ходе разминки выкристаллизовывается тема для игровой фазы, например, материал о конфликтах и переживаниях кого-либо из членов группы или же общая групповая тема, в игровой фазе этот материал будет перенесен на сцену и разыгран на сцене, причем будут применяться различные техники психодрамы. Содержанием этой игровой фазы будет игра протагониста, в которой один из участников будет представлять свои актуальные проблемы или психические ситуации из прошлого. Это будет поддерживаться руководителем психодрамы, а также членами группы, которые будут исполнять специфические роли. Может быть разыграна общая групповая тема. Материалом для игровой фазы могут быть также сны, сказки или планы на будущее.Важнейшими психодраматическими техниками являются следующие:Дублирование: Здесь руководитель психодрамы, ко-терапевт или отдельный член группы стоит позади протагониста и вчувствуется в его действия, тон голоса, жестикуляцию.
В Я-форме он говорит то, что мог бы сказать протагонист. Хорошее дублирование позволяет протагонисту глубже погрузиться в переживания и этим существенно помогает процессу терапии.Чаще всего дублирование бывает поддерживающим, однако оно может быть также провоцирующим, конфронтирующим и даже парадоксальным. Дублирование не является "внушением", протагонист, как показывает опыт, воспринимает то, что ясно лишь для него. Поэтому "фальшивое" дублирование (например, дублирование неопытным членом группы) не проблематично для протагониста и ведет часто к тому, что протагонист тотчас же показывает, что его внутренним переживаниям соответствует нечто иное. Дублирование связано с кажущейся неограниченной близостью и идентификацией между Я и Ты (или между матерью и младенцем).

Зеркало: Здесь член группы - часто по просьбе руководителя - копирует по возможности точно или слегка акцентуированно действия, речь протагониста в какой-либо сценке. Вследствие этой конфронтации протагонист получает знание о себе, и его поведение изменяется. Поскольку ожидается, что эта конфронтация сильно заденет протагониста, то кто-либо из членов группы должен оказывать ему поддержку. Аналогично с зеркалом происходит осознание себя в раннем детстве.Смена ролей: Здесь протагонист в игровой сценке исполняет роль другого, причем, насколько это возможно, он думает, чувствует и ведет себя как этот другой. В истории раннего детства смена ролей соответствует ступени познания другого (Ты) - когда ребенок, например, становится в состоянии понять роль своей матери.Далее, к числу техник психодрамы принадлежат также "речь в сторону", "внутренний монолог", "активная социограмма" (члены группы располагаются в пространстве с дистанцией, которая соответствует их взаимной симпатии или антипатии). Особыми формами активной социограммы является "социальный атом" (Морено) (протагонист группирует вокруг себя соответственно существующим в реальности отношениям важнейших людей из своего окружения, которых изображают другие члены группы) и "спектрограмма" (члены группы подразделяются в пространстве в соответствии с их самовосприятием между полярными полюсами, например, активные/пассивные).Так как готовность протагонистов к игре, в которой каждый в отдельности будет играть свои собственные проблемы, достигается быстрее, если группа хорошо себя знает и справилась со страхом или редуцировала его, то для начала группы лучше всего подходят "игры-экспромты".

Пример: После того, как в ходе разминки не был выявлен протагонист и члены группы высказали желание лучше друг с другом познакомиться, в качестве темы для общей игры, которая бы позволила познакомиться друг с другом, была предложена игра "Пешеходная зона". В игре участвовали все члены группы. Один из них открыл овощную лавку, другой - бюро путешествий, третий - магазин, в котором можно было купить нематериальные вещи наподобие мужества, устойчивости, умения владеть собой и т.п. ("волшебный универмаг"). Благодаря предлагаемым руководителем или ко-терапевтом внезапных критических событий, вроде сердечного приступа у мужчины (играл ко-терапевт) или неожиданного проливного дождя, возникли совместные действия. После активного обсуждения всеми членами группы стало ясно, что теперь всем легче общаться друг с другом, что найдены общие моменты, точки соприкосновения и что страх контакта редуцирован.

Другой возможностью групповых игр являются игры-сказки. Здесь игровым материалом служит известная или сочиняемая по ходу игры сказка.

Пример: На предшествующем групповом заседании Ингрид разыгрывала мечту. Она была в новой квартире, где стояла огромная кровать, и она просыпалась на ней безо всякого страха. Психодраматическое разыгрывание мечты показало, что на почве возникшего в раннем детстве страха одиночества у Ингрид появились опасения быть брошенной ее актуальным партнером.На последующем групповом заседании была введена тема "партнерские отношения", и один из членов группы спонтанно предложил продолжить эту тему в форме разыгрывания сказки. Члены группы сошлись на сказке "Король лягушек". Руководитель сначала прочитал ее (это поставило всех участников в одинаковую исходную ситуацию). Группой для Ингрид была выбрана роль принцессы; для немного боязливого мужчины (Герхарда) была предложена роль лягушки, впоследствии - принца. Другой парочкой, отношения между которыми нашли отражение в игре, были король и королева (в сказке оба были важными фигурами). И, наконец, нашлась третья неожиданная пара. Она возникла в ситуации, когда один мужчина, участник группы, захотел быть золотым шаром, который получает наслаждение, катясь по газону, и когда другая участница захотела изображать лузу, в которую должен был закатиться этот шар.

В процессе игры выяснилось, что совместный с лягушкой прием пищи вызывает отвращение у принцессы и что страх лягушки оказывается наивысшим тогда, когда она должна бросить лягушку об стену. В последующем обсуждении принцесса осознала свой страх перед едой и агрессивностью, а также то, что когда эти страхи возникают в ее реальной жизни, она не может ни собраться, ни настоять на своем. Интеракции между играющими короля и королеву, шар и лузу также пролили свет на историю жизни соответствующих членов группы. Таким образом, эта игра-сказка открыла группе соответствующие отношения и переносы, привела к их истолкованию и переработке. У Ингрид появилась возможность преодолеть часть своего страха перед неудачей и разлукой, попробовать себя в активной жизненной роли и насладиться результатами.

В прогрессирующих группах или в учебных группах, в которых центр тяжести лежит на самоосознании, игры протагонистов занимают основное время, поскольку они дают членам группы хорошую возможность познать самих себя и поработать над самими собой.

Пример: Ингрид, которая во время разминки в предложенном руководителем психодрамы упражнении играла роль своей серой и бесцветной юбки, обнаружила, что обладательница юбки - Ингрид - как бы загнана в угол. Она захотела и дальше проработать этот образ, который ее очень задел, и стала протагонистом в последующей игре. Ингрид села в угол, обозначенный стулом, и по просьбе руководителя группы стала думать вслух. Один из членов группы стал за ее спиной в качестве дубля и поддерживал ее. После того, как протагонистка рассказала не только о своих чувствах стесненности и замкнутости, но и об ощущении, что она служит орудием в чьих-то руках, все заметили, что ее голос стал выше по тону, сопровождался ноющими и покорными интонациями. Это был голос ребенка. На вопрос руководителя, где она сейчас находится, Ингрид совершенно спонтанно сказала, что она себя чувствует, как будто бы она в ее родительском доме, в возрасте примерно двенадцати лет, вроде бы сейчас летние каникулы и у нее стоят перед глазами ее отец, мать и сестра.

Ингрид при помощи руководителя группы нашла подходящих членов группы для ролей ее родителей и сестры (для роли сестры она выбрала очень милую и уверенную в себе участницу группы, с которой она не очень ладила на предшествующих заседаниях). При этом она дала краткие характеристики, которые должны были помочь участникам войти в их роли.Кроме того, протагониста дублировала еще одна женщина. Она стояла прямо позади Ингрид и говорила, что Ингрид думает во время действия. В последующей игровой сцене речь шла о том, что отец должен был взять с собой в короткую поездку одну из дочерей. Собственно, он уже пообещал это Ингрид, однако ее младшая сестра так долго упрашивала и хныкала, что в конце концов Ингрид осталась дома, а ее сестра поехала с отцом. Конечно, мать похвалила Ингрид за ее доброту и альтруизм и представила все как разумность обеих сестер ("умный всегда уступает"). Ингрид, которая была очень привязана к своему отцу и сама очень хотела поехать с ним, была разочарована, расстроена, чувствовала себя обиженной и загнанной в угол. Все это проявилось в плачущих интонациях ее беседы с самой собой (психокатарсис), в которой она снова сообщила о ситуации конкуренции со своей симпатичной и способной настоять на своем сестрой.

Руководитель попросил еще раз повторить сцену, причем роль Ингрид была разыграна другим членом группы ("зеркало"), Ингрид стояла рядом с руководителем и как наблюдатель при удобном случае комментировала события. Она была очень раздражена, взволнованна и в заключение сказала: "Ингрид не должна была дать себя одурачить и в конце концов должна была энергично настоять на том, чего она хотела, тогда бы все не было так плохо". После того, как Ингрид сама себе дала этот совет, руководитель предложил попробовать в другой сцене, что будет, если последовать этому совету. Ингрид выбрала ситуацию конкуренции с коллегой на работе, с которым идет разговор о том, кто займет лучшую комнату. В последующей сцене стало ясно, что для Ингрид по-прежнему сложно добиться нужной степени настойчивости. Однако первая попытка была сделана, и Ингрид получила от других членов группы позитивную обратную связь и поддержку.

Эта игра протагониста демонстрирует многосторонность психодрамы: Если в первой сцене в ситуации здесь-и-теперь (почувствовать себя в углу) психоаналитически и глубинно-психологически в биографии пациентки был найден путь к конфликтному материалу (трудности проявить настойчивость во взаимоотношениях с сестрой), то во второй сцене действовали скорее с позиций модификации поведения (пробные действия), пытались тренировать новое поведение (настойчивость в отношении коллеги на работе).

Особой формой игры протагониста является игра в "сон". Содержанием игры здесь является сон или отдельные сцены сна.

Пример: Ханс рассказывает, что он видел сон, который его очень взволновал. В особенности его затронул небольшой сюжет сна, который постоянно стоит у него перед глазами. После описания сна терапевт предложи ему лечь и на коврик на пол и еще раз подумать вслух, что ему в этот вечер приходило в голову перед сном. Ханс начал говорить, что в этот вечер он получил открытку с поздравлениями от своих родителей. После того, как Ханс расслабился и его сон достаточно ясно предстал перед его глазами, эта сцена была перенесена на сцену. В своем сне Ханс одет в рабочую одежду монтера и должен делать ремонт на одной фабрике. Он оказывается в одиночестве в пустом и пыльном цехе фабрики, и его взгляд останавливается на гнилом деревянном верстаке, на котором висит множество ржавых железных цепей. Ханс в нерешительности, что и как он должен ремонтировать, колеблется и уже хочет уходить.В этом месте руководитель предлагает Хансу смену ролей с гнилым деревянным верстаком (роль Ханса будет выполнять другой член группы).

В качестве цепей на протагонисте повисли другие члены группы так, что Ханс оказался в сгорбленной позе, в которой он, однако, удивительно долго сопротивлялся и, вопреки провокациям, действовал достаточно стабильно. Пока Ханс рассказывал, что он думает, будучи в роли этого верстака, в его отношении к монтеру произошли такие изменения, что руководитель спросил его, кем он, собственно, сейчас является. Ханс внезапно понял (психокатарсис, переживание очевидности), что он сейчас в роли своего отца. Он также смог назвать многочисленные трудности (цепи) отца, а также разочарование от того, что сын идет не той дорогой, которую для него желал бы отец. Продолжением игры, которое также определялось тематикой сна, стало предположение одного из членов группы о долгих конфликтах между отцом и сыном, что подтвердил и сам Ханс.Стало ясно, что образ отца представляет собой смесь реального отца и образа отца, интернализированного Хансом (сверх-Я). Кроме этого, обнаружилась сильная зависимость от отца, в которой, помимо разочарования, отказов и чувства конкуренции, возникала также сильная потребность во взаимном понимании, признании и любви (Я). Игра закончилась тем, что Ханс разыгрывал то, как он просыпается и лежит в постели. Он должен был еще раз обдумать вслух переживания сна.

Среди прочего эта игра в сон показывает, что имеет смысл персонифицированно изображать также и предметы или, например, понятия наподобие скорби, тоски, пустоты, если они играют важную роль. Это похоже на работу со снами в гештальт-терапии, в которой клиент схожим образом идентифицируется с отдельными предметами или образами своего сна и должен в Я-форме вслух высказывать свои мысли. (Пример из одного сна, в котором было озеро: "Я - озеро, очень глубоко и опасно для купальщиков, но на поверхности видно лишь мелкие и дружественные волночки"). Только в гештальт-терапии это не приводит к смене ролей с антагонистами, поскольку там не предпринимаются совместные игры.

Изменение отношений, существующих в группе

Если возникает несколько поводов для игр протагонистов, то имеет смысл предпринять предварительную игру с кандидатами, причем в нее включаются и другие члены группы. В случае необходимости можно осуществлять голосование. При этом часто обнаруживается, что протагонист, имевший латентную тему для групповой работы, легче обнаруживает свое желание играть, поскольку видит резонанс и интерес группы. В выборе протагонистом партнеров по игре также часто проявляются актуальные отношения протагониста к этим членам группы, которые тоже можно изменять в ходе игры. Так, Ингрид смогла понять чувство подавленности, которое у нее возникло по отношению к одной из членов группы, выбрав ее на роль своей сестры в разыгранном сне. Конфликт с сестрой не осознавался Ингрид и был перенесен на эту женщину. В игре открылся путь к более реалистичным отношениям.Существуют следующие возможности преодоления конфликтов в группе:

- вербальное разъяснение (партнеры садятся на стулья друг напротив друга);
- смена ролей (контрагенты представляют роль противоположной стороны);
- игра секундантов (контрагенты выбирают одного или нескольких членов группы, которые будут совместно с ними вести переговоры).

Поскольку в игре вообще больше всего получает протагонист, который в ней активно занимается своей собственной проблематикой, то другие члены группы могут и должны перейти от пассивной позиции наблюдателей к идентификации с сильным эмоциональным участием. Происходит это во время обратной связи и "sharing" (см. ниже) на основе атмосферы взаимного понимания и доверия.

Фаза интеграции

По окончании игровой фазы в фазе интеграции должно быть достигнуто рациональное осмысление полученного опыта. Здесь члены группы демонстрируют чувственное участие в играх (в том числе и играх протагонистов). Они, например, вкратце сообщают о похожих событиях из своей собственной биографии, воспоминания о которых были актуализированы игрой (sharing). Чувственные реакции в группе возникают в sharing тогда, когда протагонист что-либо делает совместно с группой.

Например: в своей игре протагонист пытался скрыть очевидные проблемы с агрессивностью за подчеркнутой и поражающей гармонией дружественностью. Его не пережитая и не проявленная агрессия стала ясна лишь в sharing: почти все члены группы в игре почувствовали возрастающую злость и агрессивность.

В обратной связи протагонист и его партнеры по игре сообщают о переживаниях и опыте, которые они получили в игре в различных ролях (пассивные участники группы также могут сообщать о ролях, с которыми они чувствовали идентификацию во время игры, давая так называемую идентификационную обратную связь.

Сменой ролей и, в особенности, обратной связью участвовавшие в игре члены группы открывают протагонисту новые самые разнообразные точки зрения, новые пласты проблемы. Чтобы не лишиться этого важного фактора успеха психодрамы, руководитель должен следить за тем, чтобы обратная связь была конкретной, описательной и достаточно ясной, а не общей, оценивающей, интерпретирующей и отыскивающей мотивы.

Пример фазы обратной связи: После игры протагониста (Ингрид) она получает обратную связь от члена группы, которая играла ее младшую сестру: "Мне было очень просто доминировать в роли твоей сестры, поскольку ты безо всякой борьбы уступила мне место в поездке с отцом". После смены ролей Ингрид и сама почувствовала это, разыгрывая ее пренебрежительное и самодовольное поведение.

Занятия в группе

Количество и подбор участников. Вообще группа психодрамы включает от 8 до 12 человек; помимо этого, участвует еще руководитель, возможно также стажеры, повышающие свою квалификацию. Желательно соотношение 50% мужчин: 50% женщин, а также участие клиентов разных возрастов.

Области применения: работа с молодежью, образование взрослых, предпринимательское консультирование, консультирование организаций, а также супервизирование.

Содержательные моменты психодрамы:

а) долгосрочно вскрыть и переработать историю жизни. Здесь проявляются те же феномены, что и в психоанализе: регрессия, перенос, сопротивление;

б) центровка на конфликте и на настоящем в смысле локальной терапии: здесь можно увидеть связь с тренировкой в рамках терапии поведения;

в) имеет отношение и к будущему, причем реальное разыгрывание проблемной ситуации при помощи членов группы оказывается действеннее, чем ее обдумывание;

г) психодрама способствует пробуждению креативности, спонтанности и ролевой подвижности. Психодрама доставляет радость и удовольствие руководителю и группе в отличие от многих прочих "серьезных" занятий в нашей жизни.

Модификации психодрамы: социодрама, поведенческая психодрама, дидактический театр.

Заключительные замечания

Нужно уметь различать терапевтическую работу и чисто механические действия. Для этого в относительно структурированных рамках психодрамы, которые все же предоставляют клиентам большой простор для спонтанности и фантазии, нужно всегда ориентироваться на цель терапии и руководствоваться общим концептом терапии.Психодрама в качестве преимущественно терапевтического подхода не располагает принципиально новой теорией возникновения психических заболеваний. Она пользуется основами психоаналитической теории, психологией Я, прочими теоретическими положениями (включая ролевую теорию Морено). Как уже было описано выше, дублирование, зеркало, смена ролей способствует переносу психоаналитической теории в плоскость практических действий пациентов.Как кажется, преимущество психодрамы по сравнению с другими методами психотерапии состоит в том, что ее процесс представляет собой естественное осуществление взаимосвязей повседневной жизни:

То, что пережито, проделано и обсуждено, - лучше всего прочего наполнено смыслом. Но чтобы полностью использовать это преимущество, без сомнения, требуется особая сензитивность и осторожность руководителя. Для развития психосоциальной компетентности в процессе психодраматической терапии от руководителя требуется большой опыт саморазвития и самоконтроля так же, как и для осуществления встречи требуется открытая, здоровая и выносливая личность.

Можно сказать, что в психодраме, как и в других формах терапии переживанием, очень быстро вскрывается конфликтный материал. Однако необходимая проработка конфликтного материала не может быть сокращена особыми психотехническими ухищрениями. Какую бы из форм психотерапии мы не взяли, необходима спокойная, продолжительная работа - шаг за шагом (то есть необходим процесс персонального роста и развития). Умелый руководитель будет отстаивать свою суверенность сдержанностью, будет действовать постепенно и структурированно, например, поддерживая и воодушевляя депрессивных, побуждая к восприятию реальности истеричных пациентов.

Подписаться на новости

Подпишитесь на новые статьи и события. Давайте оставаться в курсе!

Новые статьи

Наши контакты

Витниша (Алла) тел: 0547-768911
e-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
Игорь (Ишваса) тел: 0503-445543